Смысла нет, а неприятностей куча….

037

Знак «Шипы» стал обязательным, когда Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС ПДД РФ пополнился п. 7.15(1):                                                                                                                                                   Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения».

Другими словами, за отсутствие знаков «Автопоезд», «Шипы», «Перевозка детей», «Глухой водитель», «Учебное транспортное средство», «Ограничение скорости», «Опасный груз» (при осуществлении международных перевозок, при осуществлении иных перевозок), «Крупногабаритный груз», «Тихоходное транспортное средство», «Длинномерное транспортное средство», «Начинающий водитель» можно получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.5 Коап РФ

Но это не самое страшное: в ряде случаев отсутствие знака может привести к отказу в страховой выплате по ОСАГО.

Представьте классическое ДТП:  Ford Focus стоял на светофоре, когда сзади в него прилетел Nissan Qashqai,  водитель которого неверно оценил состояние полотна, ехал чересчур быстро, тормозить начал поздно и так далее….  Сотрудники ГИБДД оформляют такие происшествия сотнями:  владельцу Nissan вменяют нарушение п. 10.1 ПДД, который обязывает выбирать скорость с учетом состояния дороги, условий видимости и т. д., а еще — своевременно тормозить. Казалось бы, история закончена.

Но тут сотрудники ГИБДД обнаруживают у Ford шипованную резину и отсутствие знака «Ш». В воспитательных целях они фиксируют нарушение п. 7.15 (1) ПДД.

А дальше выходит вот что: в КоАП не предусмотрено статьи за нарушение п. 10.1, тогда как за отсутствие знака наказывает ст. 12.5 КоАП.

Многие недоумевают, как такое может быть: нарушение есть, наказания — нет. К сожалению, подобные не стыковки есть, и их не мало: КоАП наказывает на превышение лимитов скорости, но не за превышение «разумной в данных условиях». На практике это означает следующее.                                            Водитель Nissan получает на руки определение, где констатируется произошедшее, а водитель Ford — протокол по ч. 1, ст. 12.5 КоАП, фактически, обвинительный документ.  Понятно, что с точки зрения здравого смысла нужно устанавливать причинно-следственную связь между нарушением и ДТП, но поскольку страховой бизнес поставлен на поток, в тонкости там не вникают. Страховая получает пакет документов, из которых следует, что административному наказанию подвергся водитель Ford, по сути, невиновная в ДТП сторона. Поэтому выплата пойдет его оппоненту, который спровоцировал ДТП.

 

Самое обидное, что сам  по себе знак «Ш» давно утратил смысл. Он появился во времена тотального дефицита, когда автомобили на шипованной резине потребовалось выделить из общей массы, потому что масса эта перемещалась на летних шинах. Гордый обладатель шипов на льду мог затормозить метров на 20 раньше остальных, поэтому установка знака была логичной.

Сегодня водители используют в холода шипованную резину или фрикционную зимнюю, но говорить о тотальном преимуществе шипованной на всех типах покрытия нельзя: в некоторых случаях лучшие тормозные свойства обеспечит «липучка». Обозначать шипованную резину сегодня бессмысленно:  на снежном насте, например, тормозные свойства зимних шин больше зависят от состава резины и рисунка протектора, чем от наличия шипов. А уж на мокром и грязном асфальте по каше из песка и реагентов на «шипах» уедешь  ещё дальше, чем без них на летней резине….

 

Кстати, «безнаказанный» п. 10.1 ПДД крайне востребован при разборе ДТП, в том числе при популярных в городе наездах сзади, особенно после того как разрешили запрещённый ранее «обгон справа», назвав его опережением: его применяют чаще, чем «недержание» дистанции, поскольку он требует, чтобы оба автомобиля были в движении, а доказывать это не всегда просто. При этом за нарушение п. 9.10 ПДД (неправильный выбор дистанции) предусмотрено наказание по ч. 1, ст. 12.15 КоАП. И хотя не все согласны с такой трактовкой, оформление протокола упрощает пострадавшей стороне общение со страховой. Но сотрудники ГИБДД предпочитают в любых неясных ситуациях писать нарушение п. 10.1 ПДД и отпускать виновного водителя без административного наказания.

 

Автоюрист из Челябинска Лев Воропаев считает, что ситуацию осложнила недавняя отмена справки о ДТП. Напомним, 20 октября в России заработал новый административный регламент ГИБДД, который в числе прочего снял с сотрудников инспекции обязанность оформлять справку о ДТП. Это решение повлекло шлейф негативных последствий.

Так, в справке указывались пункты правил, которые нарушил один из водителей (или оба), и на основании этого принималось решение о виновности. Причем даже в этом случае административка по ст. 12.5 за отсутствие знака «Ш» могла привести к распределению выплат в пропорции 50:50. Отмена справки еще больше «девальвировала» п. 10.1, поскольку этот шаг сместил акцент на процессуальные документы, а протоколы или постановления за нарушение п. 10.1 ПДД не оформляются. И в описанной ситуации процессуальные документы будут такими, что возникнет полная иллюзия виновности хозяина «Форда».

Лев Воропаев считает, что отсутствие знака «Ш» нежелательно, даже если водителю выдадут справку о ДТП (по факту она осталась — исчезла обязанность инспекторов ее оформлять):

— В принципе, протокол за отсутствие знака «Ш» создавал бы проблемы водителям и при наличии справки о ДТП.  Очень часто в ситуациях, когда нарушили оба водителя, страховые отправляют их в гражданские суды, дескать, разбирайтесь там в виновности, и если суд постановит страховой выплатить, она выплатит. Просто с отменой справки рисков стало больше.

 

Мы не настаиваем, что описанная практика станет регулярной, но с точки зрения законодательства и практики работы страховых она реальна. Её  можно оспорить в судах, но как минимум это потребует от невиновного водителя множество лишних телодвижений.

 

Хороший  рецепт спасения: купить и установить на заднее стекло (дверь) вашего автомобиля знак «Ш». Пусть физического смысла в нём нет, но от лишних споров в случае ДТП он вас спасёт.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.